Поворот от конкурса к аукциону

За время своего действия ФЗ № 94 существенных перемен не претерпел.
Но его обсуждение специалистами и практиками ведется уже почти два года.
И претензий к этому законодательному акту становится все больше.

На вопросы нашего журнала отвечает генеральный директор ЗАО «Инвестконкурс» к. т. н. А. М. Симановский.

– Александр Михайлович, каковы основные недостатки ФЗ № 94?
– Сначала о его достоинствах. Главное – появился общий для всей страны закон, который сменил 305-й указ. Ведь годами в каждом субъекте РФ, в каждом муниципальном образовании действовали свои правила – в нашем городе и в Ленобласти тоже. Парадокс состоял в том, что власти муниципальные, субъекта РФ и федеральные могли даже находиться в одном помещении. Но правила торгов были разные.
Существенно и то, что этот акт является законом прямого действия в отличие от 305-го указа.
Ведь указ по своей правовой природе существенно уступает закону РФ. Тем более что были нестыковки между указом и Гражданским кодексом. И нередко принимался вариант кодекса, в котором не была разработана тема конкурсов покупателей и т. д. Там речь шла о торгах на продажу вещи или имущественных прав – инвестиционные торги и прочее. А торги на покупки там не значились. Теперь этот пробел ликвидирован – большой шаг вперед.

Другое достоинство закона одновременно является и недостатком.
В нем содержится подробная регламентация некоторых его процедур. Она избыточна, так как предусмотрена для частного случая. А если что-то к нему не относится, то для этого нет никакой регламентации. И трудно понять, как надо поступать в таком случае. Тут лучше бы иметь общие положения, чтобы ими пользоваться. И тогда не было бы упреков в неправильном толковании таких эпизодов.

– Вернемся к недостаткам закона.
– Можно сетовать на то, что в законе немало терминологических промахов. Нет точной расстановки приоритетов по применению его положений. Напрасно его творцы пошли на упрощение, выбросив некоторые формы конкурсов и торгов: двухэтапные, предварительный отбор и т. д.
Такие упрощения системы, как говаривал Л. Н. Гумилев, ведут к ее гибели.
В результате некоторые вещи выпали, а другие – просто не учтены. Стремление к минимальной величине затрат на проектирование чревато опасностями.

– И тем не менее ФЗ № 94 действует почти полтора года...
– Практика его применения на всех уровнях свидетельствует, что наибольшей популярностью пользуется проведение заказчиками конкурсов. Такой выбор объясняется тем, что конкурс прозрачен, он позволяет использовать систему критериев и приводит к наиболее справедливым результатам.

Но существенные проблемы здесь тоже имеются. Часть из них вызвана тем, что правительство России подготовило далеко не все подзаконные акты, которые должно было разработать в соответствии с самим ФЗ № 94. Один из них касается ведения реестра недобросовестных фирм. Этот критерий помог бы отсеять от участия в конкурсах те компании, которые замечены в ненадлежащем выполнении госзаказа.

– А предварительный квалификационный отбор?
– Этим законом он отменен.
Проведение конкурса сейчас является единственным вариантом. В нем есть критерий цены, качества, уменьшения затрат на эксплуатацию и сроки выполнения работ. Есть и другие объективные критерии, которые могут применяться на конкурсах.
Но при этом учет квалификации запрещается. Само это понятие применительно к юрлицу не объяснено в законе. Тем не менее качество работы заказчик все же может учитывать, если соответствующий пункт есть в конкурсной документации. Такие критерии должны быть известны участнику торгов заранее. Учет квалификации для проектировщиков, но не строителей разрешен в проекте новой редакции закона на стадии оценки, а не на стадии допуска.

– Лицензия для участника конкурса обязательна?
– Пока да. Но надо вспомнить, что вскоре у нас лицензирование заканчивается. Поэтому разговор об этом становится бессмысленным. Тем более что скоро участники торгов ожидают большие перемены, вызванные значительным количеством предложений по улучшению этого федерального закона. Поправки к нему были недавно утверждены Федеральным собранием.
На первый взгляд законопроект изменился незначительно.
Но теперь законотворчество привело к тому, что с 1 января 2008 г. закупки на цели капитального строительства, ремонта и реконструкции могут проводиться только через аукцион вне зависимости от суммы.

– А как же конкурсы?
– Вопрос не ко мне, а к законодателям. По их согласованной позиции с будущего года вводится система, по которой аукцион будет единственным способом торгов на размещение госзаказа в строительстве. И понятие «единственное» означает, что у заказчика нет выбора.

– Почему, на ваш взгляд, законодатели выбрали именно ту форму, которую сегодня рынок практически игнорирует?
– Ее пробовали сделать основной много лет назад. Но ничего хорошего из этого не получилось. Да и в мировой практике для размещения госзаказа аукцион кроме электронного исключен. А для подрядных торгов он не применяется в принципе.

– В чем суть предлагаемой формы торгов?
– У каждого аукциона есть три особенности. Во-первых, цена на нем уменьшается с шагом от полпроцента до пяти процентов. Во-вторых, цену слышат все. В-третьих, цена является единственным критерием торгов.

– Что в этом плохого?
– Вспомним, что вскоре у нас лицензирование заканчивается. И выходит, что в наибольшей степени аукционы подходят для компаний, которые… только что созданы. Ведь у них наверняка нет никаких «хвостов», которые могут быть у ветеранов рынка. Поэтому допуски к аукционам им гарантированы.

– Как будут проходить аукционы?
– Есть всего две стадии: рассмотрение заявок и собственно аукцион. Сначала определяется допуск участников без учета их квалификации.
Хотя говорить о качестве работ без оглядки на квалификацию невозможно. Но новая редакция закона даже эту возможность прогнозирования качества игнорирует. Теперь будет достаточно предъявить документ о госрегистрации с подписью и печатью. Ни ресурсы, ни все прочее для победы не нужны. Только названная цена.

– Александр Михайлович, а кто должен представлять компанию на аукционе?
– Ее руководитель. Причем нет гарантий, что аукцион не затянется до вечера. А если он проводится в другом субъекте Федерации, то командировка может продлиться 2–3 дня. Когда этот руководитель сможет непосредственно заниматься делами фирмы, определить нелегко. По статистике, три раза из четырех его ждет неудача. И если он намерен заключить 12 государственных контрактов в другом субъекте, то минимум целый рабочий месяц уйдет у него на заседания.

– Какие еще подводные камни таятся на этом пути?
– Цене, названной победителем, должна соответствовать смета, которую придется к ней подгонять. Но поскольку это обратный аукцион, то в пылу азарта цена может оказаться ниже разумного предела. И тогда разработка качественной сметы станет невозможной.

Есть еще одно обстоятельство, которое ставит проблемы перед заказчиком. Допустим, он ведет объект с ценой в 600 млн руб. По новому законодательству работы объемом от 10 до 20% (сейчас 15%) предназначены для малого предпринимательства. Но не более 3 млн руб. на каждый контракт.
Значит, 100 млн руб. надо выделить из генподряда, разбить их на 33 подряда как отдельные заказы (например, в виде пусковых комплексов) со своим проектом и сметой. Таким образом, полностью меняется подход к организации проектирования и строительства.

– Список недостатков аукциона исчерпан?
– Упомяну еще одну его особенность.
В отличие от обычных аукционов на повышение, тут мы сталкиваемся с асимптотическим приближением к окончательной цене. И на каждом шагу все может кончиться. А если кто-то сознательно идет на демпинг, то против такого приема у участников и заказчика нет способов борьбы.

– Что будет, если победитель окажется несостоятельным?
– По нынешнему закону должны быть проведены новые торги с учетом объемов выполненных работ. Потеря времени для заказчика в этом случае очевидна. Трудно гарантировать и качество работ. Кстати, на Западе гарантий больше чем на год не бывает. Но для оперативного устранения недостатков либо резервируется некая сумма, либо получается гарантия банка. В новой редакции закона возможно заключить контракт с участником, занявшим второе место.

– Видимо, аукцион не предусматривает и использования рейтинга для его участников?
– Вопрос этот даже не рассматривается. Поэтому ни сроки, ни надежность и качество строительства здесь не только не принимаются во внимание, а принципиально игнорируются.

– Долго ли просуществует эта редакция федерального закона?
– Не буду гадать. Но хотелось бы, чтобы названные и неназванные мной недочеты были устранены еще до вступления в действие его новой версии для строительства. Тем более что в Совете Федерации уверены – работа над законом будет продолжена. И если его не будут дорабатывать разумно, заказчики так и не смогут тратить деньги налогоплательщика оптимальным образом.

Беседовал Валентин Воронов

Тел. (812) 570-2058



www.stroygorhoz.ru

29-05-2007
Строительство и ремонт

За пять лет успешного продвижения в Приморском крае «ГРАНД-Смета» заслуженно стала неотъемлемой частью профессионального стандарта большинства инженеров-сметчиков региона. Однако, как показывает практика, при продолжительном использовании программы «ГРАНД-Смета» сметчики «забывают» о своевременном обновлении нормативной части программы. Как правило, многие инженеры-сметчики по разным причинам «тянут» с обновлением до очередной конфликтной ситуаци...
[6:48   16-02-2008]

Поскольку рынок недвижимости становится всё более и более привлекательным, то возрастают требования к строителям. Все дома, рассматриваемые к покупке имеют общий список характеристик: расположение, близость хороших школ и рабочих мест, достопримечательности, а также и расстояние до квартир родных и друзей. Если вы желаете приобрести новый дом с современными удобствами, общими для большинства новых домов, вам надо изучить как к этому вопросу...
[7:53   29-01-2008]


7 декабря в Донском состоялось официальное открытие завода «Марио Риоли», нового предприятия по производству межкомнатных дверей, которое через несколько лет обещает стать самым крупным в своей отрасли.На официальное открытие завода приехали акционер компании Коррадо Риоли, губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, главы муниципального образования и администрации, представители федеральных и местных средств массовой информации, почетные гости,...
[12:21   26-12-2007]