За время своего действия ФЗ № 94 существенных перемен не претерпел.
Но его обсуждение специалистами и практиками ведется уже почти два года.
И претензий к этому законодательному акту становится все больше.
На вопросы нашего журнала отвечает генеральный директор ЗАО «Инвестконкурс» к. т. н. А. М. Симановский.
– Александр Михайлович, каковы основные недостатки ФЗ №
94?
– Сначала о его достоинствах. Главное – появился общий
для всей страны закон, который сменил 305-й указ. Ведь годами в каждом
субъекте РФ, в каждом муниципальном образовании действовали свои правила
– в нашем городе и в Ленобласти тоже. Парадокс состоял в том, что власти
муниципальные, субъекта РФ и федеральные могли даже находиться в одном
помещении. Но правила торгов были разные.
Существенно и то, что этот акт является законом прямого действия
в отличие от 305-го указа.
Ведь указ по своей правовой природе существенно уступает закону
РФ. Тем более что были нестыковки между указом и Гражданским кодексом.
И нередко принимался вариант кодекса, в котором не была разработана
тема конкурсов покупателей и т. д. Там речь шла о торгах на продажу
вещи или имущественных прав – инвестиционные торги и прочее. А торги
на покупки там не значились. Теперь этот пробел ликвидирован – большой
шаг вперед.
Другое достоинство закона одновременно является и недостатком.
В нем содержится подробная регламентация некоторых его процедур. Она
избыточна, так как предусмотрена для частного случая. А если что-то
к нему не относится, то для этого нет никакой регламентации. И трудно
понять, как надо поступать в таком случае. Тут лучше бы иметь общие
положения, чтобы ими пользоваться. И тогда не было бы упреков в неправильном
толковании таких эпизодов.
– Вернемся к недостаткам закона.
– Можно сетовать на то, что в законе немало терминологических
промахов. Нет точной расстановки приоритетов по применению его положений.
Напрасно его творцы пошли на упрощение, выбросив некоторые формы конкурсов
и торгов: двухэтапные, предварительный отбор и т. д.
Такие упрощения системы, как говаривал Л. Н. Гумилев, ведут к ее гибели.
В результате некоторые вещи выпали, а другие – просто не учтены. Стремление
к минимальной величине затрат на проектирование чревато опасностями.
– И тем не менее ФЗ № 94 действует почти полтора года...
– Практика его применения на всех уровнях свидетельствует,
что наибольшей популярностью пользуется проведение заказчиками конкурсов.
Такой выбор объясняется тем, что конкурс прозрачен, он позволяет использовать
систему критериев и приводит к наиболее справедливым результатам.
Но существенные проблемы здесь тоже имеются. Часть из них вызвана тем, что правительство России подготовило далеко не все подзаконные акты, которые должно было разработать в соответствии с самим ФЗ № 94. Один из них касается ведения реестра недобросовестных фирм. Этот критерий помог бы отсеять от участия в конкурсах те компании, которые замечены в ненадлежащем выполнении госзаказа.
– А предварительный квалификационный отбор?
– Этим законом он отменен.
Проведение конкурса сейчас является единственным вариантом. В нем есть
критерий цены, качества, уменьшения затрат на эксплуатацию и сроки выполнения
работ. Есть и другие объективные критерии, которые могут применяться
на конкурсах.
Но при этом учет квалификации запрещается. Само это понятие применительно
к юрлицу не объяснено в законе. Тем не менее качество работы заказчик
все же может учитывать, если соответствующий пункт есть в конкурсной
документации. Такие критерии должны быть известны участнику торгов заранее.
Учет квалификации для проектировщиков, но не строителей разрешен в проекте
новой редакции закона на стадии оценки, а не на стадии допуска.
– Лицензия для участника конкурса обязательна?
– Пока да. Но надо вспомнить, что вскоре у нас лицензирование
заканчивается. Поэтому разговор об этом становится бессмысленным. Тем
более что скоро участники торгов ожидают большие перемены, вызванные
значительным количеством предложений по улучшению этого федерального
закона. Поправки к нему были недавно утверждены Федеральным собранием.
На первый взгляд законопроект изменился незначительно.
Но теперь законотворчество привело к тому, что с 1 января 2008
г. закупки на цели капитального строительства, ремонта и реконструкции
могут проводиться только через аукцион вне зависимости от суммы.
– А как же конкурсы?
– Вопрос не ко мне, а к законодателям. По их согласованной
позиции с будущего года вводится система, по которой аукцион будет единственным
способом торгов на размещение госзаказа в строительстве. И понятие «единственное»
означает, что у заказчика нет выбора.
– Почему, на ваш взгляд, законодатели выбрали именно ту
форму, которую сегодня рынок практически игнорирует?
– Ее пробовали сделать основной много лет назад. Но
ничего хорошего из этого не получилось. Да и в мировой практике для
размещения госзаказа аукцион кроме электронного исключен. А для подрядных
торгов он не применяется в принципе.
– В чем суть предлагаемой формы торгов?
– У каждого аукциона есть три особенности. Во-первых,
цена на нем уменьшается с шагом от полпроцента до пяти процентов. Во-вторых,
цену слышат все. В-третьих, цена является единственным критерием торгов.
– Что в этом плохого?
– Вспомним, что вскоре у нас лицензирование заканчивается.
И выходит, что в наибольшей степени аукционы подходят для компаний,
которые… только что созданы. Ведь у них наверняка нет никаких «хвостов»,
которые могут быть у ветеранов рынка. Поэтому допуски к аукционам им
гарантированы.
– Как будут проходить аукционы?
– Есть всего две стадии: рассмотрение заявок и собственно
аукцион. Сначала определяется допуск участников без учета их квалификации.
Хотя говорить о качестве работ без оглядки на квалификацию невозможно.
Но новая редакция закона даже эту возможность прогнозирования качества
игнорирует. Теперь будет достаточно предъявить документ о госрегистрации
с подписью и печатью. Ни ресурсы, ни все прочее для победы не нужны.
Только названная цена.
– Александр Михайлович, а кто должен представлять компанию
на аукционе?
– Ее руководитель. Причем нет гарантий, что аукцион
не затянется до вечера. А если он проводится в другом субъекте Федерации,
то командировка может продлиться 2–3 дня. Когда этот руководитель сможет
непосредственно заниматься делами фирмы, определить нелегко. По статистике,
три раза из четырех его ждет неудача. И если он намерен заключить 12
государственных контрактов в другом субъекте, то минимум целый рабочий
месяц уйдет у него на заседания.
– Какие еще подводные камни таятся на этом пути?
– Цене, названной победителем, должна соответствовать
смета, которую придется к ней подгонять. Но поскольку это обратный аукцион,
то в пылу азарта цена может оказаться ниже разумного предела. И тогда
разработка качественной сметы станет невозможной.
Есть еще одно обстоятельство, которое ставит проблемы перед заказчиком.
Допустим, он ведет объект с ценой в 600 млн руб. По новому законодательству
работы объемом от 10 до 20% (сейчас 15%) предназначены для малого предпринимательства.
Но не более 3 млн руб. на каждый контракт.
Значит, 100 млн руб. надо выделить из генподряда, разбить их на 33 подряда
как отдельные заказы (например, в виде пусковых комплексов) со своим
проектом и сметой. Таким образом, полностью меняется подход к организации
проектирования и строительства.
– Список недостатков аукциона исчерпан?
– Упомяну еще одну его особенность.
В отличие от обычных аукционов на повышение, тут мы сталкиваемся
с асимптотическим приближением к окончательной цене. И на каждом
шагу все может кончиться. А если кто-то сознательно идет на демпинг,
то против такого приема у участников и заказчика нет способов борьбы.
– Что будет, если победитель окажется несостоятельным?
– По нынешнему закону должны быть проведены новые торги
с учетом объемов выполненных работ. Потеря времени для заказчика в этом
случае очевидна. Трудно гарантировать и качество работ. Кстати, на Западе
гарантий больше чем на год не бывает. Но для оперативного устранения
недостатков либо резервируется некая сумма, либо получается гарантия
банка. В новой редакции закона возможно заключить контракт с участником,
занявшим второе место.
– Видимо, аукцион не предусматривает и использования рейтинга
для его участников?
– Вопрос этот даже не рассматривается. Поэтому ни сроки,
ни надежность и качество строительства здесь не только не принимаются
во внимание, а принципиально игнорируются.
– Долго ли просуществует эта редакция федерального закона?
– Не буду гадать. Но хотелось бы, чтобы названные и
неназванные мной недочеты были устранены еще до вступления в действие
его новой версии для строительства. Тем более что в Совете Федерации
уверены – работа над законом будет продолжена. И если его не будут дорабатывать
разумно, заказчики так и не смогут тратить деньги налогоплательщика
оптимальным образом.
Беседовал Валентин Воронов
Тел. (812) 570-2058