Однажды упала лепешка бетона...

У всех, кто впервые видит продукцию фирмы «Систром», невольно вырывается возглас: «Не может быть! Разве все это возможно сделать из «простого» бетона?» Разнообразие изделий поражает: неповторимые по окраске и узору декоративные облицовочные плитки под натуральные камни, тротуарная плитка, брусчатка, облицовочные изделия под дикий камень, малые архитектурные формы, наборная мозаика, черепица и т. д. И все это изготовлено из цемента, песка и небольшого количества химических добавок.
Автором оригинальной технологии «Систром» является директор фирмы, кандидат технических наук Иван Васильевич Ситников – человек, фанатично увлеченный бетоном и убежденный в его практически неисчерпаемых возможностях. О самой технологии и пути, который ему пришлось пройти, внедряя ее на российский рынок строительных материалов, он рассказал нашему корреспонденту.


– Иван Васильевич, как же Вам в голову пришла идея такой уникальной технологии?
– Родилась идея случайно. Бетоном я занимался с начала своей трудовой деятельности. После окончания Кузбасского политехнического института поступил на работу в Сибирский филиал НИИЖБа, где прошел путь от рядового инженера до главного инженера предприятия. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации в 1984 г. я как сибиряк был направлен в Иркутский филиал института заведующим лабораторией. Приехав, узнал, что лаборатории как таковой нет и мне предстоит создавать ее «с нуля». Ответственность была огромная, но и работа интересная. Через 5 лет у меня уже работали 72 человека, в том числе 7 кандидатов наук и много аспирантов. Занимались мы вопросами зимнего бетонирования в суровых климатических условиях Сибири и Крайнего Севера. Подобралось ядро талантливых молодых ребят, именно «зимников», окончивших аспирантуру в НИИЖБе и МИСИ. Работали много, увлеченно, с азартом, и в результате нам – группе из 4 человек через 3 года была присуждена премия Ленинского комсомола за разработки по устройству дорожных аэродромных покрытий в условиях Крайнего Севера.
И в это время прозвучал «колокол судьбы» в виде неприметного события – упала лепешка бетона на стекло, и мы с товарищами залюбовались изумительной фактурой затвердевшего материала. На собственном энтузиазме начал вести исследования в свободное от основной работы время.
В 1989 г. я переехал в Москву, чтобы начать работу над докторской диссертацией, но интерес к новому делу не пропал. По облицовочным изделиям, по цветному бетону всю работу я проводил дома – расстилал полиэтилен в коридоре, в туалете и «колдовал» с цементом, песком и добавками. И тут выявилась самая сильная черта технологии – возможность наладить производство чуть ли не в домашних условиях. Ее простота ошеломляла. Все разработки я защищал патентами. Понемногу на уровне личного общения стал продвигать свою технологию, складывался коллектив единомышленников. И в 1990 г. состоялась знаковая для меня встреча.
Будучи в Москве, ко мне заехал главный инженер «Лензолотостроя», умнейший человек, уважаемый строитель Р.Л. Песккин, с которым мы раньше много работали и были давно знакомы. Увидев у меня на столе облицовочную плитку, он заинтересовался ею. Я ему рассказал, что она из бетона, познакомил с процессом производства. И тогда он сказал фразу, заставившую меня окончательно поверить в свое дело: «Иван, все брось и занимайся только этим». Он стал первым, кто купил нашу технологию, наладил производство и дал самые положительные отзывы об изготовленной продукции.
Наконец в 1991 г. я решился уйти с работы в НИИЖБе и открыть собственный бизнес. Основным направлением деятельности вновь образованной фирмы «Систром» стала продажа технологических линий по производству облицовочной плитки из цементно-песчаных композиций, т.е. из бетона. Прошло уже 13 лет, но до сих пор никто не может предложить чего-нибудь подобного – тонких, изящных, легких, прочных облицовочных изделий толщиной 5-7 мм и размером 30х30 мм, изготовленных из бетона.
– Ваше предложение сразу же вызвало интерес? Как скоро появились первые заказчики?
– Начинать было крайне сложно. В то время, в условиях полной разрухи, никому не было дела до науки, производства, внедрения новых технологий. В основном, все кинулись в торговлю. Найти человека, который в тех условиях стал бы затевать новое производство, было практически невозможно. Кроме того, как все новое, наше предложение воспринималось очень осторожно – звучала дежурная фраза: «Вот пусть кто-нибудь из нашей области (района, региона) первым купит технологию, мы посмотрим и с удовольствием будем вашими вторыми покупателями».
Найти смелых, решительных людей было нелегко, но они находились. Так, второго заказчика нашли в поезде. Это был главный инженер завода из Смоленска, которого я сумел увлечь новым делом и доказать его перспективность. Потом мы дали в прессу маленькую заметочку, по-моему, даже бесплатно, и через нее к нам пришел третий заказчик. Среди первых была и московская фирма «Ост», которая в 1998 г. закупила только что запатентованную технологию офактуренного кирпича. Сегодня фирма успешно работает и поддерживает с нами тесное взаимодействие.
– Это, как я понимаю, были случайные заказы. А вы проводили какую-то целенаправленную политику по продвижению технологии?
– Безусловно, проводили, и здесь мне очень помог опыт работы заведующим Иркутской лабораторией НИИЖБ. Как это ни странно звучит, но мне, наверное, повезло, что бюджетные средства, отпущенные институту, разбирали более авторитетные руководители, а мне как самому молодому (мне было 28 лет) доставались «крохи». Нам приходилось самим искать деньги, заключая хоздоговора со строительными организациями, ЖБИ и ДСК. К началу перестройки наши специалисты были нарасхват, а меня уже многие знали не только как представителя НИИЖБ, но и лично. Знали, что моя группа может выехать на любой объект и провести необходимые работы. У нас был накоплен большой опыт работы непосредственно с производителями, что помогло мягко вписаться в частный бизнес.
Первое, с чего мы начали продвижение технологии «Систром», – стали рассылать информационные письма директорам предприятий, как это делали в НИИЖБе. Только через 10 лет мы узнали, что эта форма рекламы называется «директ-мейл». Тогда подобные письма были в новинку, их не выбрасывали в корзину и руководители их внимательно читали. От рассылки была сильнейшая отдача, но настороженное отношение ко всякого рода новациям тормозило распространение технологии.
– А Вы не уставали столько сил тратить, доказывая, казалось бы, очевидные вещи? Желания все бросить у Вас никогда не возникало?
– Никогда! Несмотря на эти трудности, практически все заработанные деньги мы продолжали вкладывать в исследования и постоянно патентовали новые изобретения. Часто по 12 часов в день работали над усовершенствованием технологии. Я всю жизнь провел с бетоном и до сих пор не могу от него оторваться. Подойти к бетоносмесителю и сделать руками замес – для меня наивысшее удовольствие, явившееся отдушиной в те трудные годы. Кроме того, нас поддерживал Е.В. Басин, бывший в те годы председателем Госстроя РФ, и его заместитель С.И. Полтавцев, после того, как они познакомились с технологией «Систром».
И, наконец, наши усилия были вознаграждены. В те годы почти никто ничего не патентовал – в науке царила полная апатия. Мы же продолжали бурную исследовательскую деятельность. И вот в 1998 г. ВНИИГП, оценив нашу активность, рекомендовал фирму к участию в салоне изобретений «Эврика» в Брюсселе. Там технология «Систром» была удостоена Золотой медали. К нам появился интерес со стороны прессы и российских предприятий.
В том же году московское правительство предложило нам бесплатное участие в выставке на Красной Пресне под названием «Экспортные возможности России». На ней были представлены предприятия, производящие продукцию, соответствующую требованиям мировых стандартов, которая получила признание за рубежом. В ней приняло участие много иностранных фирм, были приглашены губернаторы из Центрально-Черноземной полосы России. Это была замечательная инициатива Ю.М. Лужкова. Выставка прошла очень плодотворно. Там мы нашли первого зарубежного покупателя из Южной Кореи.
После этих событий фирма стала бурно развиваться – мы начали наращивать объемы, активно сотрудничать с иностранными фирмами, регулярно участвовать в зарубежных выставках. «I dont believe» (я не верю) – слышали мы на специализированных выставках в Орландо, Лондоне, Брюсселе. Как показала практика, ни один из специалистов до сих пор не может по внешнему виду определить, из какого материала изготовлены наши изделия. Простота технологии подчас вызывает недоумение.
– И что же так всех удивляет в вашей технологии?
– Прежде всего, что вся продукция изготовлена из цемента и песка с небольшими добавками пластификатора и пигмента на стандартном оборудовании (бетоносмеситель и виброплощадка). Основу технологии составляют более 200 видов оригинальных запатентованных форм производства компании «Систром» для плиток различных размеров и рисунков с высокими прочностными характеристиками. Эти плитки могут использоваться для облицовки интерьеров, фасадов, покрытия полов, тротуаров, для производства подоконников, ступеней, памятников, каминов и других малых архитектурных форм. Интересным направлением технологии является офактуривание цветным бетоном стеновых камней (кирпича, бетонных, газосиликатных блоков).
Для организации производства необходимо отапливаемое помещение 100 м2. Возможность запуска процесса изготовления – 30 дней. Достоинством технологии также является малая энергоемкость: не используются ни печи обжига, ни пропарочные камеры, ни пресс, ни покрытие лаком и т.д. Капиталовложения окупаются в течение 6 месяцев.
– И что же – так все просто, а аналогов вашей продукции до сих пор нет даже за рубежом?
– Есть что-то похожее. Например, американская фирма «Эльдорадо-стоун» продает замечательную технологию. Получаются изделия изумительного качества, полностью имитирующие дикий камень. Но американцы полностью держат под контролем свою технологию, поставляя свои дорогостоящие силиконовые формы, специальный просеянный керамзит и т.д. Поэтому их технология достаточно дорогая, во много раз дороже нашей. Если сравнивать с другими существующими аналогами, то наша технология по многим параметрам их превосходит, и, в первую очередь, по себестоимости продукции. Она значительно дешевле, прочнее, долговечнее, внешне более привлекательна. Именно поэтому на сегодняшний день ее закупили не только сотни российских предприятий, но и десятки иностранных фирм, в том числе из Америки, Голландии, Болгарии, Малайзии, Китая, Индии, Сирии, Алжира, ОАЭ и т.д.
Но мы не успокаиваемся на достигнутом. По-прежнему вкладываем значительные средства в исследовательские работы. Если сравнить плитку, которую мы выпускали в первые годы, и наши последние разработки, то разница между ними огромная – расширились ассортимент, цветовая гамма, значительно улучшились технические параметры. И в этом, безусловно, огромная заслуга всего коллектива компании. Люди у нас подобрались просто уникальные, необыкновенно талантливые и творческие, увлеченные работой. Мы планируем изготовить дом, полностью состоящий из бетона, что позволит продемонстрировать поистине неограниченные возможности цементно-бетонных смесей.
– Пройден, безусловно, большой и сложный путь. Оглядываясь назад, оценивая его, что Вы сами считаете своим успехом, что приносит Вам самое большое удовлетворение?
– Самым большим успехом фирмы и своим лично я считаю не количество проданных технологий и заработанных денег, а сотни, если не тысячи рабочих мест, которые благодаря нам были созданы в России. Мы дали людям работу, возможность выжить и обеспечить свои семьи в непростой период последних лет. Многим помогли вписаться в новые экономические условия, научили вести свой бизнес. Мы сделали огромное дело, которым особенно гордимся.

Беседовала Л. Семенова



publications.proektstroy.ru

28-04-2007
Строительство и ремонт

За пять лет успешного продвижения в Приморском крае «ГРАНД-Смета» заслуженно стала неотъемлемой частью профессионального стандарта большинства инженеров-сметчиков региона. Однако, как показывает практика, при продолжительном использовании программы «ГРАНД-Смета» сметчики «забывают» о своевременном обновлении нормативной части программы. Как правило, многие инженеры-сметчики по разным причинам «тянут» с обновлением до очередной конфликтной ситуаци...
[6:48   16-02-2008]

Поскольку рынок недвижимости становится всё более и более привлекательным, то возрастают требования к строителям. Все дома, рассматриваемые к покупке имеют общий список характеристик: расположение, близость хороших школ и рабочих мест, достопримечательности, а также и расстояние до квартир родных и друзей. Если вы желаете приобрести новый дом с современными удобствами, общими для большинства новых домов, вам надо изучить как к этому вопросу...
[7:53   29-01-2008]


7 декабря в Донском состоялось официальное открытие завода «Марио Риоли», нового предприятия по производству межкомнатных дверей, которое через несколько лет обещает стать самым крупным в своей отрасли.На официальное открытие завода приехали акционер компании Коррадо Риоли, губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, главы муниципального образования и администрации, представители федеральных и местных средств массовой информации, почетные гости,...
[12:21   26-12-2007]